Эта статья, как легко можно догадаться по ее названию, предназначена для одиннадцатиклассников, решивших сдавать ЕГЭ по английскому языку. Сказать откровенно, фраза «Эссе в ЕГЭ» пугает даже меня. Ведь эссе – это самое сложное задание во всем экзамене. К эссе предъявляются очень строгие требования, что отражено в критериях проверки. Именно эссе показывает «недотягивание» по уровню. Уровень, на котором должно быть написано эссе, это – B2. Это уровень знания отличника из спецшколы. Ни одно другое задание не откроет так ваши пробелы в знаниях, как эссе. Поэтому я рекомендую очень серьезно подойти к подготовке к написанию эссе. Если вы готовитесь самостоятельно, то найдите специалиста, который будет время от времени проверять ваши эссе и давать свои рекомендации.
За время работы у меня сложилось такое понимание подготовки к эссе: дисциплина + логика + творчество. Под дисциплиной я понимаю неукоснительное соблюдение требований к плану. План необходимо освоить с самого начала подготовки. Под логикой я подразумеваю логично проведенное через все эссе ваше мнение. Я дам ряд рекомендаций, чтобы минимизировать ошибки в логике. Под творчеством я понимаю изложение своих мыслей богатым языком, как лексически, так и грамматически. Я скажу, на чем стоит сконцентрироваться для достижения этой цели. Однако, если первый пункт – освоение плана – требует написания нескольких сочинений, то третий пункт – творчество – неограничен во времени, ведь, как известно, «нет предела совершенству».
Свои рекомендации я хочу начать с разбора плана эссе. План дается в задании, это просто. Однако следовать плану – не так-то просто. Этому надо научиться. Разбор плана я буду делать на своем собственном эссе, написанном в тренировочных целях.
Тема эссе: 40.2 Robots will soon replace people in all jobs
More and more robots are appearing in our life now. Some people say that work previously done by people will soon be performed solely by robots. Others, however, claim that it will not happen. In my opinion, robots will not replace people in all jobs soon. I mean that people will not hand over all their tasks to robots. To begin with, people realize that work carried out by a person improves different skills of the person. It encourages his or her growth, both personal and professional. Besides, work also brings joy in our life. If you do your job well, you get a lot of warm emotions in the form of positive feedback from your colleagues, gratitude from your clients and appreciation from your boss. However, some people claim that all work will be carried out only by robots soon. They explain that people prefer fun to work and they will delegate everything work-related to robots. Still, I do not agree with the opposing opinion. There are different kinds of fun but the biggest joy is brought to us by successfully performed work or a creatively solved problem. In conclusion, I would like to say that despite the opposing opinion I believe that we will continue to carry out most of our jobs due to our awareness about beneficial consequences of work.
More and more robots are appearing in our life now. Some people say that work previously done by people will soon be performed solely by robots. Others, however, claim that it will not happen.
In my opinion, robots will not replace people in all jobs soon. I mean that people will not hand over all their tasks to robots. To begin with, people realize that work carried out by a person improves different skills of the person. It encourages his or her growth, both personal and professional. Besides, work also brings joy in our life. If you do your job well, you get a lot of warm emotions in the form of positive feedback from your colleagues, gratitude from your clients and appreciation from your boss.
However, some people claim that all work will be carried out only by robots soon. They explain that people prefer fun to work and they will delegate everything work-related to robots.
Still, I do not agree with the opposing opinion. There are different kinds of fun but the biggest joy is brought to us by successfully performed work or a creatively solved problem.
In conclusion, I would like to say that despite the opposing opinion I believe that we will continue to carry out most of our jobs due to our awareness about beneficial consequences of work.
234 words
Итак, в задании, данном в КИМ ЕГЭ, от вас требуют использовать следующий план:
– make an introduction (state the problem paraphrasing the given statement); – express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion; – express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion; – explain why you do not agree with the opposing opinion; – make a conclusion restating your position.
Пять пунктов плана – пять абзацев.
Первый абзац – вступление, Introduction. От вас требуется заявить проблему (state the problem), перефразируя данное утверждение (paraphrasing the given statement). Как я рекомендую это сделать. Первым предложением вы обозначаете текущую «проблемную» ситуацию: «More and more robots are appearing in our life now.» Далее вы говорите об одном взгляде на ситуацию: «Some people say that work previously done by people will soon be performed solely by robots.» При этом вы перефразируете утверждение, данное как тема эссе. Затем вы сообщаете, что есть и другая точка зрения: «Others, however, claim that it will not happen.»
Следующий абзац – это выражение вашей точки зрения (express your personal opinion) и подкрепление ее аргументами (and give 2–3 reasons for your opinion). Вы можете привести два или три аргумента. Я настоятельно рекомендую ограничиться двумя аргументами. Третий аргумент не обязателен, однако он дает лишние слова и, как следствие, лишние ошибки. А этого мы стремимся избежать. Итак, в первом предложении вы явно заявляете свою позицию по проблеме: «In my opinion, robots will not replace people in all jobs soon.» Здесь у вас нет требования перефразирования, поэтому со спокойной совестью используем утверждение из задания. Если требуется, поставьте в него отрицание.
В моем примере для более логичного перехода к аргументам я использую предложение, сужающее тему: «I mean that people will not hand over all their tasks to robots.» После этого приводится первый аргумент: «To begin with, people realize that work carried out by a person improves different skills of the person. It encourages his or her growth, both personal and professional.» И второй: «Besides, work also brings joy in our life. If you do your job well, you get a lot of warm emotions in the form of positive feedback from your colleagues, gratitude from your clients and appreciation from your boss.»
В следующем, третьем абзаце, вы формулируете точку зрения оппонентов (express an opposing opinion) и приводите один или два аргумента к этой точке зрения (and give 1–2 reasons for this opposing opinion). Из соображений, приведенных выше, я рекомендую ограничиться одним аргументом. В первом предложении вы явно говорите, что есть иное мнение: «However, some people claim that all work will be carried out only by robots soon.» В следующем предложении или предложениях вы приводите аргументы оппонентов, подчеркнув, что это они так думают: «They explain that people prefer fun to work and they will delegate everything work-related to robots.»
В следующем, четвертом, абзаце вам нужно явно не согласиться с противоположным мнением и опровергнуть аргумент противников (explain why you do not agree with the opposing opinion). В первом предложении вы явно формулируете свое несогласие: «Still, I do not agree with the opposing opinion.» Затем вы опровергаете аргумент противников, который вы дали выше «There are different kinds of fun but the biggest joy is brought to us by successfully performed work or a creatively solved problem.»
Здесь нужно сказать о выборе аргумента противников. Имейте в виду, что вам придется в следующем абзаце этот аргумент опровергать, поэтому выбирая аргумент оппонентов, сразу думайте, как вы его будете опровергать.
И последний, пятый абзац – это заключение (make a conclusion restating your position). Здесь вы в нескольких фразах обобщаете свою позицию: «In conclusion, I would like to say that despite the opposing opinion I believe that we will continue to carry out most of our jobs» и кратко суммируете свои аргументы «due to our awareness about beneficial consequences of work».
Теперь я бы хотела сказать о логике. Скорее всего, на этапе подготовки вам не удастся избежать логических ошибок в написании эссе. По моему опыту, ученики сначала делают достаточно много ошибок в логике, но постепенно узнают, где у них слабые места и понимают, как их преодолевать. По этой причине для ваших эссе нужен взгляд со стороны. Общих рекомендаций здесь нет. Однако, есть возможность помочь вам логически структурировать ваше эссе. Это связующие слова (linking words). Я рекомендую вам выучить ряд таких слов и использовать их все время при написании эссе. Во время подготовки можете «покреативить» и попробовать разные связующие слова, но за полгода до экзамена нужно остановить свой выбор на нескольких определенных. Ниже я приведу места, где нужно использовать логическую связку и скажу, что использовала я.
- Во втором абзаце нужно сказать, что сейчас вы говорите свою точку зрения (In my opinion). - Там же нужно сказать, что сейчас вы говорите первый аргумент (to begin with). - Там же нужно сказать, что сейчас вы говорите еще один аргумент (besides). - В третьем абзаце нужно показать, что сейчас пойдет противоположное мнение, то есть подчеркнуть противопоставление (however). - В четвертом абзаце нужно показать, что сейчас вы выразите свое несогласие с противоположным мнением, еще раз противопоставление (still). - В пятом абзаце нужно показать, что сейчас вы говорите заключение (In conclusion).
И последнее, о чем я хочу сказать, это творческая часть работы. А точнее это формулирование ваших мыслей наиболее красиво. Под этим я понимаю использование разнообразных слов и грамматических конструкций, отсутствие повторений и стилевых ошибок. Сама структура эссе вынуждает вас к этому. Фактически вам придется повторить одну и ту же мысль четыре раза: во вступлении, в своем мнении, в противоположном мнении (с отрицанием) и в заключении. И вы можете использовать данное в задании утверждение только один раз. Вам трижды придется решать задачу перефразирования. Для этого нужно иметь в запасе набор синонимов, антонимов и однокоренных слов. Старайтесь учить слова группами, например: do = perform = carry out. work ≠ fun. differ – different – difference - differentiate.
Хорошо написанное эссе подразумевает много работы, но 14 баллов стоят того. Не прекращайте работать и успехов вам!
Имя (обязательно)
Email (обязательно)
Уведомить меня по e-mail о последующих комментариях