Второе задание Устной части ОГЭ представляет собой ответы на шесть вопросов. Вопросы не написаны на экране. Они звучат в наушниках сдающего. Это задание на аудирование (Listening comprehension). Ученик должен в течение 40 секунд ответить на прозвучавший вопрос. А это задание на говорение (Speaking). Таким образом, второе задание представляет собой проверку двух навыков.
В этой статье я хочу поделиться с девятиклассниками своими рекомендациями по выполнению этого задания.
Во-первых, не бросайтесь сразу отвечать. У вас есть 40 секунд. Вы можете подумать некоторое время и ответить. Важно, чтобы в отведенный временной промежуток прозвучал полный ответ. Пауза в начале не является основанием для того, чтобы вам не засчитали этот ответ.
Здесь же хочу сказать о рекомендациях говорить фразы, заполняющие паузы, типа Let me think. Если вы в своей английской речи используете эти фразы и используете их естественно, то прекрасно, используйте и на экзамене. Однако, чаще всего это не так. Эти фразы выдаются ученикам списком с рекомендацией начинать каждый ответ с такой фразы. Ученики вынуждены решать сразу две задачи: подобрать из заученных вводных фраз подходящую и сформулировать ответ на вопрос. Надо сказать, что отсутствие вводных фраз в ответе не является основанием для снятия балла за ответ. Надо упрощать свою жизнь, и самый лучший способ – это избавиться от лишнего. Навязанные вводные фразы – это лишнее. Исключением является ситуация, когда вас спрашивают о вашем мнении. Здесь необходимо показать, что вы высказываете собственное мнение, например, при помощи простейшего I think.
Во-вторых, необходимо внимательно слушать вопрос и стараться услышать вспомогательный глагол. Вспомогательный глагол зачастую один может показать, в каком времени надо отвечать. Например, в тренировочных заданиях 2 почти всегда встречается вопрос с would. Это проверяется Conditional II. (Conditional III, который тоже имеет would, не проверяется в ОГЭ.)
Итак, во время подготовки к экзамену учитесь запоминать вспомогательный глагол. После этого начинайте запоминать все сказуемое. Затем запоминайте и подлежащее, и сказуемое. После нескольких месяцев тренировок вы должны быть в состоянии запоминать весь вопрос. И это подводит меня к следующей рекомендации.
В-третьих, учитесь преобразовывать вопрос в ответ. Почти всегда вопрос содержит большую часть ответа. Нужно только умело преобразовать вопросительное предложение в утвердительное. Например:
В-четвертых, нужно проделать все доступные тренировочные варианты (начиная с одобренных ФИПИ) и выучить типичные слова в заданиях этого типа. Очень часто ученики не могут ответить, потому что не знают слов типа facilities, accommodation, available, advise, advice и т.п.
Пятое. В качестве ответа старайтесь давать одно распространенное предложение. Ваша задача не наговорить лишнего. В этом лишнем может оказаться много ошибок. Вы можете увлечься и не уложиться в 40 секунд. В результате, ваш ответ будет записан не полностью, и эксперт будет решать, дали вы полный ответ на вопрос в записанном куске или нет.
Отдельно хочу сказать про вопрос с ответом yes/no. Судя по материалам ФИПИ после вопроса такого типа, как правило, дается дополнительный вопрос, позволяющий вам расширить ваш ответ. Возьмем в качестве примера такой вопрос: Have you ever had music lessons at school? What did you do there? Скорее всего, ответ будет Yes, I have, и предложение, рассказывающее, чем вы занимались на этих уроках. Примерно так: Yes, I have. We sang and talked about famous musicians. Однако, на первый вопрос можно дать и ответ No, I haven’t. Этот ответ делает второй вопрос бессмысленным. Но такой короткий ответ может быть не принят, так как может рассматриваться как неполный. Нужно обязательно дополнить этот ответ. Например, вот так: And it is very sad, because I like music very much. Или: My school is very small, and we don’t have a music teacher.
Шестое. Запомните, правда на экзамене не нужна. Эксперты вас не знают и никогда не смогут проверить особенности вашей жизненной ситуации. Лучше правдоподобно выдумать, чем поставить себя в тупик неудобной правдой. У тебя нет лучшего друга? Скажешь правду и будешь мучиться, как ответить на следующий вопрос: как долго вы дружите или как часто вы ссоритесь.
К этой же теме относится и моя рекомендация не пытаться никого поразить своей оригинальностью. Вам, как подросткам, свойственно стремиться выделиться и показать свою непохожесть. Однако старайтесь не делать этого на экзамене. Вы можете увлечься изложением своей уникальной жизненной позиции, не вписаться в лимит времени и не успеть дать ответ на вопрос, и по ходу еще наделать кучу ошибок. Вам это нужно?
И последний совет: try to be nice. На экзамене старайся быть приятным. Не говори плохо ни о ком и ни о чем. Одна моя ученица на вопрос про современное кино сказала, что она не смотрит безвкусные современные фильмы (vapid modern films). А вдруг один проверяющий ее эксперт окажется фанатом современного кино, а у другого дочь окажется начинающей киноактрисой? Вообще, быть приятным – это просто очень полезно в жизни. Но на экзамене особенно. Зачем вам расстроенный эксперт?
Успехов.
Имя (обязательно)
Email (обязательно)
Уведомить меня по e-mail о последующих комментариях